Основания общей системологии

Качанова Т.Л. Фомин Б.Ф. Новая методологическая платформа общей системологии / Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ. СПб., 1998. 41 с. (Препринт № 3).

Качанова Т.Л. Фомин Б.Ф. Основания системологии феноменального. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1999. – 180 с. 

 

Аннотация

Центральной проблемой общей системологии являются научная разработка понятия «Система», смысловое устроение сферы системного знания и его конструктивное оформление, реконструкция сущности системы как целостного единства.

 

Содержание

1. Введение

2. Внешние основания

3. Схема познания сущности системы

4. Доктрины слоев познания

5. Устроение разделов системологии

5.1. Методологические основания

5.2. Метатехнология

5.3. Конструктивная теория

5.4. Информационная технология

5.5. Прикладная системология

 

1. Введение

Общая системология организует познание мира систем как целостной логически завершенной расширяемой синтетической схемы, применимой к любой самодостаточной целокупности эмпирических данных, представляющей срез изучаемой системы, исчерпывающий все ее свойства, аспекты и принципы.

Общая системология дается в трех разделах:

1.«Системология феноменального»,

2.«Системология самодвижения»,

3. «Системология начал».

Каждый раздел представляет определенный слой познания сущности системы.

Основными частями каждого раздела являются:

  • методологические основания;
  • метатехнология;
  • конструктивная теория;
  • информационная технология;
  • прикладная системология.

в Содержание

 

2. Внешние основания

Явление как факт действительности и пластичное оформление феноменального опыта обладает свойствами гармонии, холизма, синергизма, интегратизма, масштабности, наблюдаемости, потенциальности.

Проблема познания явления есть проблема раскрытия присущей ему сложности, воспринимаемой как многокачественность, неоднородность, полифундаментальность, полиморфизм, гетерогенность, субстанциальный плюрализм. Проблема сложности стала первопричиной системного движения.

Содержание общей системологии определяют задачи редукции сложности к простоте и реконструкции сложного единства. Базой для построения системологии служит триада фундаментальных наук - философия, физика и математика.

Философская наука категориальна и априорна в своих основаниях. По существу, она - воплощенный метод становящегося до-парадигмального знания, базирующийся на универсальной онтологии. Философия утверждает, что в основе всего сущего лежат общие начала, выражающие главные смыслы реального мира. Ее логика и метод проникают во внутреннюю лабораторию Природы, где предрешается все многообразие явлений, насыщенное гармоническим единством. Ее задача - создание завершенной системы основополагающих принципов и всеобщих универсальных законов бытия.

Математика строит предельно абстрактный мир универсальных символических конструкций, создает идеальные объекты вне всякой их связи с эмпирическим опытом. Метод математики - строгая дедукция. Ее принцип - непротиворечивость теории. Важнейшие понятия математики - фундаментальные абстракции. Они легли в основание строгих математических методов, к символическим конструкциям которых в конечном итоге сводятся представления частных наук, постигающих явления реальности.

Физика познает общие принципы и закономерности строения мира в процессе конкретного эмпирического изучения природы. Целью физических исследований является проникновение в глубины строения вещества и природу взаимодействий, познание сущности явлений и процессов через открытие фундаментальных законов объективного мира.

Общая системология становится еще одной фундаментальной образующей научного знания. Она создает особый мир понятий - систем. Каждая система в этом мире выступает в качестве предельно общего универсального по форме, конструктивно постигаемого образа. Этот образ имеет свое основание в эмпирическом опыте, передает смыслы объектов и явлений реальности, воплощен в абстрактных интерпретируемых формах, рис. 1. 

Рис. 1. Кватернер фундаментальных наук:

1 - Философия: первоначала, основополагающие принципы, всеобщие универсальные законы бытия;
2 - Математика: абстрактный мир количественных отношений и пространственных форм
3 - Физика: фундаментальные количественные закономерности явлений природы
4 - Общая системология: основополагающие закономерности системогенеза, базовые принципы системной организации

 

Система является предметом фундаментального исследования общей системологии. Определяющими систему признаками являются:

  • единство целого, элементы которого возникают и существуют только в рамках этого единства;
  • гармония, постигаемая через самосогласованность, самодвижение, внутреннюю обусловленность и порядки;
  • структура, становящаяся в процессе системогенеза, рассматриваемая в свете множественности устойчивых отношений ее элементов.

Общая системология рассматривает систему как инструмент познания сложности явлений и «особое измерение реальности»[1].

Общая системология организует процесс познания сущности системы при следующих основоположениях:

  • гипотезы о присущих системе фундаментальных свойствах, определяющих ее смыслы в наиболее общем плане, закреплены в «аксиомах систем»;
  • изначально система задается эмпирическим описанием - единственным носителем объективной информации о системе, в котором скрытое единство ее содержания проявляется через самодостаточную целокупность значений наблюдаемых величин;
  • решающее значение имеет симметрия, выступающая физическим эквивалентом гармонии, раскрывающая гармонически сопряженное единство системы, основанное на начале формы;
  • сущность системы передается через характерные типы системообразующих отношений, выступающих референтами глубинных системных смыслов;

реконструкция (онтологическое моделирование) системы завершается построением законченных абстрактных качественно-смысловых форм представления ее сущности в виде полного общесистемного решения проблемы сложности системы, интерпретируемой как до-теоретическое конкретно-предметное знание.

Общая системология направлена на исследование сложных масштабных объектов, явлений, процессов не только и не обязательно физической природы. Она исходит из предположения, что для раскрытия сущности объекта исследования и объяснения наблюдаемых (или потенциально возможных) форм проявления его изменчивости достаточно иметь эмпирическое описание его состояний и условий существования.

Первичное представление системы в виде эмпирического описания возникает в результате ее обособления. Общая системология оценивает качество обособления. Ее выводы о полноте и представительности эмпирического контекста и достигнутой глубине познания сущности системы являются научно-установленным фактом.

в Содержание

 

3. Схема познания сущности системы

Основным положением общей системологии является «Спираль познания» сущности системы (далее – спираль). Спираль вводит в науку о системах философскую доктрину разработки понятия «Система». Она в предельно обобщенном и концентрированном виде задает схему постижения концепта системы по ее эмпирическому основанию, рис. 2.  


Рис. 2. Спираль:

I, II, III– слои познания;
0 - обособление системы в явлении;
1 – 9 – эпистемологические уровни.

 

В спирали воплощается триадичность диалектического процесса познания, понимания и оформления сложности, явлений действительности. Спираль отображает процесс познания в виде трех слоев познания, организованных по схеме «Спираль в спирали».

Слой познания «Явленные формы» соответствует разделу «Системология феноменального». В этом слое вводятся системообразующие принципы, меры и механизмы самоорганизации, завершающие оформление системы как феномена действительного мира. Слой познания «Системогенез» соответствует разделу «Системология самодвижения». В нем определяются простейшие универсальные отношения и системные атрибуты, раскрывающие фундаментальные механизмы системогенеза. Слой познания «Первоначала» соответствует разделу «Системология начал». Здесь полагаются первопринципы, высшие законы гармонии, иерархические достоинства и порядки, утверждающие в первообразах потенциалы системогенеза.

Спираль является воплощением диалектической триады процесса познания, направленного на разрешение диалектического противоречия «Сущность - явление» через обнаружение фундаментальных закономерностей системогенеза.

Слой познания (далее – слой), как элемент диалектической триады спирали, представляет собой один гносеологический этап познания сущности системы, рис. 3.  

Рис. 3. Слой:

Mn, Mn+1 - гносеологические уровни познания сущности системы.

 

Основой каждого слоя являются база и сопряженная с ней парадигма слоя. База слоя охватывает весь объем уже полученных знаний о системе. Слой включает три акта познания, каждый из которых достигает нового эпистемологического уровня понимания смыслов системы.

Акт познания «Оформление идеи системы» обосновывает выбор из базы слоя особого элементарного смыслового носителя, способного в полном объеме выразить проблему нового гносеологического этапа понимания сущности системы, воплощенную в общем плане системы как ее внешнем схематическом формообразе.

Акт познания «Постижение полиморфизма системы» утверждает множественность единичностей системы, каждая из которых насыщенна особой индивидуальностью и качественной определенностью. Процессы их самопорождения выражают сущность системогенеза.

Акт познания «Возрождение единства системы» воссоздает мир системы. Система предстает в ее единстве и расчлененной в себе целостности. Завершенная и выраженная вовне идея системы полностью раскрывает гносеологическую проблему слоя.

Слой воплощает в себе диалектическую триаду процесса познания, разрешающую диалектическое противоречие «Единое – многое». Это противоречие, свойственное общему плану системы, снимается при воссоздании ее единораздельной целостности. Парадигма слоя познания утверждает принцип формы и всеобщий конструктивный смысл симметризации в системогенезе.

Диалектика спирали и диалектика слоя порождают представления системы как единого целого.

В диалектике спирали система предстает в трех ее разных иерархически расположенных мирах (форм, генеза, начал). В каждом слое система предстает в одном мире в разных образах ее сущности (суммативном, полиморфном, фигурном). В каждом из этих образов система является на определенных эпистемологических уровнях.

 

«Виток спирали» (далее - виток) отображает отдельный акт познания сущности системы, завершающийся переходом с одного на другой эпистемологический уровень понимания ее смыслов.

Диалектика витка определяет процесс проникновения в смыслы единого целостного организма системы через выявление его частей. В основе этого процесса лежит разрешение противоречия «Часть – целое», рис. 4. 

Рис. 4. Виток спирали:

A, A' - эпистемологические уровни.

 

Диалектика познавательного процесса в каждом акте познания проявляется особым образом, но по единой триадической схеме, и завершается синтезом представления системы на новом эпистемологическом уровне.

в Содержание

 

4. Доктрины слоев познания

Общая системология решает проблему конструктивной разработки понятия «Система» как «гносеологической призмы», развернутой в иерархию слоев познания через диалектику «Первоначал – Системогенеза – Явленных форм». Диалектика воспринимает факты действительности как носители сущностного единства системы, создающего «особое измерение реальности», формирующее основополагающую идею системного подхода.

Системология феноменального. Проблема системологии феноменального связана с раскрытием самовыражения сущности системы в явлении через редукцию присущей ей сложности и реконструкцию единства целого. Решением этой проблемы является образ системы в пространстве качествований (смысловом пространстве системы). Решение раскрывает сущность системы через множественность единичностей, индивидуальностей, качественных определенностей, порожденных системогенезом.

Методологический план решения определяют доктрины и принципы процесса саморазвертывания внешних форм проявляющейся сущности феномена системы. Атрибуты этих форм имеют генетическую связь с явлением и воспринимаются в естественных масштабах и макровеличинах мира феноменального опыта, рис. 5.

 

 

Рис. 5. Системология феноменального:

База слоя – воспринимаемый в естественных масштабах и макровеличинах факт феноменального опыта.
Концепция парадигмы слоя познания – получение образа единого целого сложного (явление действительности) в множественности идеальных образов его единичностей (пространство качествований феномена системы).
Проблема 1 – Получить представление феномена системы как проекцию субстанциального в явлении.
Проблема 2 – возродить единство через постижение принципов и форм системообразования, воспринимаемых в их параллельной сопряженности и иерархическом порядке раскрытия.
Проблема 3 – получить все частности, тональности и особенности каждой единичности, индивидуальности, качественной определенности феномена системы.
Проблема 4 – интерпретировать общесистемные смыслы, объяснить типы и формы изменчивости явления.

 

Системология самодвижения. Проблема системологии самодвижения состоит в обосновании способов и механизмов самовыражения и саморазвития сущности системы через раскрытие устроения ее микромира и реконструкцию едино-многого целого.

Методологический план решения проблемы определяют доктрины и принципы саморазвертывания интерпретируемых образов фундаментальных системообразующих взаимодействий. Эти образы вместе с их атрибутами образуют понятия единого универсального языка систем, на котором объясняются закономерности возникающей многообразности и многовидности феномена системы.

Решение проблемы системологии самодвижения позволит раскрыть простейшие фундаментальные основания для понимания природы типов и форм изменчивости системы в каждом ее индивидуальном проявлении как однокачественной сущности, рис. 6.

 

 

Рис. 6. Системология самодвижения:

База слоя – раскрытый в своей сущности феномен системы.
Концепция парадигмы слоя познания – получение образа единого целого (самодвижное основание феномена системы) во множественности образов центров активации его самопроявления.
Проблема 1 – получить представление о единстве сложности системы.
Проблема 2 – восстановить новое динамическое единство системы через утверждение элементарных образующих ее микромира, наделенных фундаментальными атрибутами миропорядка.
Проблема 3 – породить представление системы через синтез утвержденных индивидуальностей.
Проблема 4 – объяснить природу сложности, редуцированной к простоте в системологии феноменального.

 

Системология начал. Совокупность всех индивидуальностей, каждая из которых: раскрывает сущность системы в условиях отдельной части; обнаруживает определенный аспект этой сущности; утверждает особое качество целого, возникающее при гармонизации отношений отдельных частей. Это целое недоступно индивидуальностям в их независимости. Через это особое качество единого целого открывается канал к познанию первосущности систем.

Общая системология реконструирует высшие принципы (начала) мира систем, созидающие первообразы воплощенной сущности и раскрывающие основы иерархии, законы гармонизации и ритмический строй воссоздаваемой целостности, рис. 7.

   

Рис. 7. Начала систем:

База слоя – Раскрытое в своей сущности самодвижное основание системы.
Концепция парадигмы слоя познания – воссоздание изначальных первичных схем всех возможных форм сущностного единства в их всеобщей упорядоченности.
Проблема 1 – создать представление о мире системы через совокупность идеальных форм, олицетворяющих наивысший уровень синтеза ее сущностного единства.
Проблема 2 – обосновать формирование единого организма мира систем через иерархии индивидуальностей с их относительным миром качествований и иерархическим достоинством.
Проблема 3 – синтезировать высшие принципы мира систем через систематику фундаментальных атрибутов идеальных форм.
Проблема 4 – понять природу самодвижного становления сущности системы.

 

Решение проблемы системологии начал направлено на создание глубоких синтетических интерпретаций, способных передать смыслы мира системы через совокупность конструктивно порождаемых идеальных форм, олицетворяющих наивысший уровень синтеза ее сущностного единства.

в Содержание

 

5. Устроение разделов системологии

Все разделы общей системологии устроены одинаковым образом. Каждый раздел включает: методологические основания; метатехнологии.; конструктивную теорию; информационную технологию; прикладную системологию, рис. 8.

 

 

Рис. 8. Устроение разделов общей системологии

 

Методологические основания - логически завершенная философская система понятий, раскрывающая смыслы самоорганизации системы.

Метатехнология - воплощение философской системы в нормативном языке конструктивного выражения смыслов системы.

Конструктивная теория - правила порождения всех понятий нормативного языка систем как формальных объектов.

Информационная технология - отображение формальных объектов конструктивной теории в вычислимые представления, автоматизированную среду получения, хранения, отображения данных и научного знания о системе.

Прикладная системология - базовые технологические решения проблем гуманитарных, природных и техносферных систем.

в Содержание

 

5.1. Методологические основания

На методологическом уровне общая системология представляет собой целостную систему фундаментальных доктрин, основополагающих принципов и предельно общих абстрактных понятий, выражающую детализированное знание о главных моментах определения сущности системы на базе диалектики, полностью раскрывающей ее смыслы и сущностное становление.

Методологические основания воплощены в четырех моделях: доктринальной, диалектической, конструктивно-методологической, символической.

Доктринальная модель. Это – первая модель в методологическом основании. В ней сущность системы раскрывается через три ее представления. В каждом представлении сущность системы выражена завершенным смысловым формообразом, созидаемым в канале произрождения (акт познания), воплощаемым в символической конструкции, познавательная сила которой реализуется через канал воплощения (процесс восприятия, понимания и истолкования смыслов).

Диалектическая модель. Эта модель – вторая в методологическом основании общей системологии. Она определяет целостную систему предельно общих абстрактных понятий, воплощающую двойную диалектическую триадичность. В ней смыслы системы раскрываются через диалектику моментов определения сущности (диалектика витка) в иерархии моментов ее явленности (диалектика слоя).

Конструктивно-методологическая модель. Третья модель методологического основания воплощает в себе парадигму слоя через упорядочение ступеней постижения смыслов системы на базе универсального механизма фильтров познания, категории меры и всеобщего принципа симметризации-дисимметризации. Эта модель отображает создание структурных образов глубинных смыслов системы.

Символическая модель. Четвертая модель методологического основания общей системологии являет собой выразительную структуру сущности системы, представляющую совокупность смысловых отношений, способных передать вовне все характерные внутренние закономерности системы. Передача осуществляется через порождающие и выражающие моменты, раскрывающие смыслы с конструктивных, композиционных и конститутивных позиций.

Модели методологического основания формируют чистое внепредметное универсальное знание о сущности системы на определенном гносеологическом уровне.

в Содержание

 

5.2. Метатехнология

Главной целью метатехнологии является конструктивное воплощение идей и принципов системологии слоя. Она создает адекватный научный аппарат, организованный в единую схему познания сложности. В процессе познания раскрываются общие механизмы системогенеза, выражающие сущность системы на данном гносеологическом уровне.

В метатехнологии чистый внепредметный смысл символа переходит в смысловое значение знака. Средствами выражения смыслового значения знака служат формализованные научные понятия частных наук и собственный понятийный аппарат общей системологии.

Наряду со смысловым значением знак обладает предметным значением, наполненным содержанием, взятым у явления реального мира. Смысловое значение знака на общесистемном уровне выделяет и осмысляет его предметное значение, воплощенное в портретных образах. Смысловое значение знака и его портретного образа на уровне конкретной предметности порождает интерпретированные описания сущности системы в понятиях феноменального опыта.

в Содержание

 

5.3. Конструктивная теория

В основании конструктивной теории лежит концепт системы. Определяющими положениями концепта являются аксиомы системы, принципы системообразования и самодвижения системы, симметрии форм системной организации, формообразы синтетического единства системы.

Сложность системы воплощается в разнообразии скрытых в ней внутренних отношений. Это разнообразие развертывается и раскрывается в своих смыслах в процессе индуктивного вывода. Индуктивный вывод концепта основан на применении всеобщего принципа симметризации отношений. Открытие симметрий и выяснение смыслов на низшем уровне - необходимое условие проявления высших симметрий. Высшие формы симметрии существуют независимо от низших, но могут быть открыты только после них.

в Содержание

 

5.4. Информационная технология

Информационная технология обеспечивает возможность фактического постижения сущности системы и проникновения в смыслы конкретной исследуемой реальности. Она использует специальные математические методы, создает эффективные вычислительные процедуры, разрабатывает аппарат технологических индикаторов. Методы, процедуры и индикаторы технологии определяют собой алгоритмизованную системологию, в которой все объекты метатехнологии и формального языка системы становятся не только конструктивными, но и вычислимыми.

Принципиальным моментом информационной технологии является ее реализуемость как компьютерной технологии, в которой все достижения общей системологии, метатехнологии и конструктивной теории находят свое полное завершенное воплощение в программных комплексах, базах данных и базах знания.

в Содержание

 

5.5. Прикладная системология

Общая системология применяется к уникальному срезу явления и порождает уникальный, характерный для этого среза набор информационных объектов. Эти объекты порождают "текст" общесистемного решения прикладной проблемы на языке системного аналитика. Расшифровка «текста» на содержательном языке конкретной реальности составляет предмет прикладной системологии.

 

[1] Клир Дж. . Системология: Автоматизация решения системных задач.- М.: Радио и связь. - 1990. - 544 с.