Языковая конвенция физики систем

Качанова Т.Л. Фомин Б.Ф. Введение в язык систем. СПб.: Наука, 2009. – 340 с.

Агеев В.О., Качанова Т.Л. Фомин Б.Ф., Фомин О.Б. Язык открытых систем и экспертиза системного знания// Труды VIII Междунар. конф. «Идентификация систем и задачи управления» (SICPRO’09). М.: ИПУ РАН, 2009. С. 144-190.

 

 

 

Аннотация

Изложена языковая конвенция системологии. В рамках этой конвенции понятие «Система» имеет конструктивное определение. Язык систем представлен в качестве адекватного инструмента научного понимания и рационального объяснения сложности природных, гуманитарных и техносферных систем. Рассмотрены проблемы порождения лексического состава, синтагматических связей языка систем, квалиметрия свойств систем. 

 

Содержание

1. Язык систем. Коммуникация

1.1. Введение

1.2. Системное знание

1.3. Диалектика выражения смысла

1.4. Пространство системной экспертизы

1.5. Диалектика понимания смысла общесистемного решения

1.6. Порождение слов

1.7. Частные схемы порождения слов

1.8. Системная экспертиза тем

1.9. Итоги системной экспертизы на уровне коммуникации

2. Язык систем. Референция

2.1. Введение

2.2. Понятия мира систем

2.3. Экспертиза темы «Качество решения на уровне референции»

2.4. Экспертиза темы «Объем решения» на уровне референции

2.4.1. Акцентуационный срез темы «Объем решения»

2.4.2. Квалификативный срез темы «Объем решения»

2.4.3. Референтивный срез темы «Объем решения»

2.5. Экспертиза темы «Суть решения» на уровне референции

3. Язык систем. Экспертиза на уровне детерминации

3.1. Введение

3.2. Методологическая платформа детерминации

3.3. Квалиметрия и оценивание слов языка систем

3.4. Денотация слов и понятий языка систем

4. Заключение

 

1. Язык систем. Коммуникация

1.1. Введение

Системология феноменального стремится к познанию сложности открытых систем. Сложность раскрывается в ней как множественность типов и форм всех качественных определенностей, образующих единство системного целого.

Метатехнология системных реконструкций порождает абстрактные символические образы, в которых система представляется на уровне чистого факта, чистого смысла, слияния смысла с фактом. Процесс познания сущности системы в таких представлениях завершается построением общесистемного решения, в котором все смысловые моменты системы получают формальное конструктивное определение.  

Общесистемное решение стало основополагающим результатом физики систем. Благодаря этому решению общий абстрактный смысл системы получил символическое воплощение. Возникло общесистемное символизированное знание. Оно определило смысловую организацию системы, раскрыло устроение ее многокачественного единства, частями которого стали индивидуальные единства, связанные отношениями в системном целом, имеющие ядро, устроенное из синглетов. 

Сложная система стала объектом понимания и объяснения в результате преобразования общесистемного символизированного знания о ней в научное знание о ее конкретных состояниях.

Разработка языковой конвенции сложных систем завершилась созданием мер научного понимания и рационального объяснения сложности системы, необходимых как основание при синтезе ее состояний. Прямое назначение этих мер связано с оценкой качества эмпирического факта (единственного источника информации о системе) и общесистемного решения (полного символизированного знания о системе) с позиций достижимости завершенного синтеза и адекватного определения системы через ее состояния.

Язык открытых систем создается для научного понимания системных смыслов формальных объектов общесистемного решения. Процесс понимания наполняет конструктивное определение системы множеством ее основных объективных свойств, передаваемых словами и понятиями языка систем. Лексический состав языка служит платформой научного знания о системе, основой коммуникации, обеспечивающей выход раскрытых и понятых системных смыслов вовне.   

в Содержание

 

1.2. Системное знание

Общесистемное решение создает образ системного целого, в котором полная смысловая картина конкретной системы развернута в портретных образах и выражена как отвлеченный общий принцип – символ.

Раскрытый смысл системы служит основой системного знания. Он предстает в образе организованного системного целого, в котором определены главные системные роли и смысловые активности всех элементов целого, установлены структурные инварианты, введены эталоны поведения и состояний, выявлены базовые внутрисистемные взаимодействия.

Понятый смысл системы лежит в основании ее языка. Рождение языка создает возможность коммуникации.  

Оформленный смысл выступает конструктивным определением системы в ее состояниях. В каждом состоянии системы раскрытый, понятый и объясненный смысл сливается с его реальными носителями.

Этим  слиянием завершается синтез системного целого и объясняется его переход из мира смысла в мир конкретной предметности.

в Содержание

 

1.3. Диалектика выражения смысла

Общесистемное решение как символ конкретной системы отграничено от объекта исследования как смысл этого объекта сам по себе. Переход от смысла вообще к понятому смыслу связан с процессами понимания и выражения понятого смысла словом. Этот переход воплощается в диалектической триаде «Символ – Понимание – Слово». 

«Символ» (первое начало триады) несет в себе отвлеченный смысл (смысл вообще), является внешневнутренней структурой сущности, представляет систему смысловых отношений, способных передать вовне своими собственными изобразительными средствами все характерные внутрисистемные закономерности.

«Понимание» (второе начало триады) отражает существенный смысл, столь же отвлеченный, что и смысл вообще. Через него является специально проявленный смысл, наделенный способностью стать понимаемым смыслом на базе принципа различения существенного и несущественного.

«Слово» (третье начало триады) выступает потенциальной основой коммуникации. В нем представлен усложненный, обогащенный, существенный, выразительный смысл, наделенный деятельной активностью.

При раскрытии смысла сущность системы развертывается внутри себя в границах, определенных самой системой. В раскрытом смысле заложен принцип самоотнесения.

Процесс понимания активизирует действие этого принципа. При понимании смысл как целое отображается на себя при подходе извне. Понимание означает сравнение возможных модусов сущности системы и выбор наиболее существенных из них для конституирования системы как определенным образом оформленной характерной объективной реальности. Процесс понимания оформляет смысл в понятие и завершается словом, то есть приходит к понятому понятию (живому индивидуальному смыслу). 

в Содержание

 

1.4. Пространство системной экспертизы

Понимание системного смысла, воплощенного в общесистемном решении, отождествляется с системной экспертизой решения, рис. 1.

Диалектика построения общесистемного решения полагает в нем символические моменты различия – схемный, морфный, образный. Эти три момента выступают в качестве начал диалектической триады «Схема – Морфе – Образ».

Такая триада является первой координатой («Общение») идеально-геометрического пространства системной экспертизы.

Символические моменты сущности системы как единого целого раскрываются в общесистемном решении через понятия «Целое», «Частное», «Конкретное». Эти понятия образуют диалектическую триаду «Целое – Частное – Конкретное», которая вводит вторую координату («Представление») в пространство понимания общесистемного решения.


Рис. 1. Идеально-геометрический образ общесистемного решения: «Слово»

 

Суть первой координаты заключается в передаче смысла одной и той же исследуемой системы (тождество), раскрытого на разных уровнях его познания (различие). При передаче смысла по этой координате доминирует категория различия.

Символические моменты сущности системы как единого целого раскрываются в общесистемном решении через понятия «Целое», «Частное», «Конкретное». Эти понятия образуют диалектическую триаду «Целое – Частное – Конкретное», которая вводит вторую координату («Представление») в пространство понимания общесистемного решения.

Суть второй координаты заключается в передаче с разной степенью полноты (различие) всего раскрытого в общесистемном решении смысла (тождество). При передаче смысла по второй координате доминирует категория тождества.

Третье начало главной триады диалектики «Одно – Сущее – Становление» несет в себе идею нестановящегося, неизменного смысла. Смысл выражается через категории «Внутреннее», «Внешневнутреннее», «Внешнее». Эти категории образуют диалектическую триаду. Ей отвечает третье измерение пространства системной экспертизы («Объяснение»). В нем раскрытый понятый системный смысл развертывается по категориям «Показатели», «Структуры отношений», «Состояния и механизмы поведения». Выходящий вовне смысл являет собой главный объект системной экспертизы – «Слово».

в Содержание

 

1.5. Диалектика понимания смысла общесистемного решения

В свете начала «Понимание» идеально-геометрический образ пространства системной экспертизы получает новое оформление, рис. 2

Рис. 2. Идеально-геометрический образ общесистемного решения: «Понимание»

 

Идеально-геометрические образы пространства системной экспертизы имеют разные оформления координаты «Общение», выражающие соответственно первое, второе и третье начала диалектической триады «Символ – Понимание – Слово».

На рис. 2 первая координата названа «Самоотнесение». В качестве категорий этой координаты приняты:

  • «Место» – символ, полагающий для себя границы выраженных в нем смыслов, процесс понимания которых есть освоение информационного аспекта смыслового объема символа;
  • «Организация» – символ, утверждающий для себя равновесную структуру своего смыслового объема;
  • «Заполненность» – символ, осознающий для себя свой смысловой объем во всех его дифференциациях.

Схема вводит 27 слов, обусловленных логикой перехода от «Символа» к «Слову». Схема имеет четыре уровня иерархии:

  • «Символ»: уровень 0;
  • сечения по координате «Представление»: уровень 1;
  • сечения по координате «Самоотнесение»: уровень 2;
  • сечения по координате «Объяснение»: уровень 3 («Слово»).

Сечения пространства на каждом уровне упорядочены сообразно началам соответствующих диалектических триад.

Рис. 3. Иерархическая схема порождения объектов в пространстве системной экспертизы

 

На уровне 1 в каждом сечении система дана во всех своих смыслах, доступных системологии феноменального. На уровне 2 в каждом сечении система представлена вся на определенной ступени познания ее сущности. На уровне 3 в каждом сечении система как целое выражена через свои части, где каждая часть суть «Слово», передающее понятый смысл системы.

в Содержание

 

1.6. Порождение слов

Слова являются объектами пространства системной экспертизы и как объекты пространства порождаются в соответствии со схемой, приведенной на рис. 3.

Возникает обратная задача.

  1. Конкретизировать символ как общесистемное решение путем выбора необходимых элементов, через которые смысл системы может обратиться в слово.
  2. Обосновать процесс понимания смыслов системы путем их оформления в понятия, отвечающие началам диалектической триады «Понимание». 

Решение обратной задачи дает структуру отвлеченного символа, тождественную построенной логической схеме, и определяет для каждого слова уникальный набор элементов общесистемного решения, порождающий это слово. Структура общесистемного решения настроена на процесс его понимания и выражена в виде иерархической схемы, устроенной тождественно иерархии порождения объектов пространства системной экспертизы. Состав и содержание элементов такой иерархии определен в метатехнологии системных реконструкций. рис. 4:

Рис. 4. Иерархическая схема выраженного системного смысла общесистемного решения как символа

 

Иерархическая схема выраженного смысла системы имеет четыре уровня:

  • «Символ» (выраженный смысл системы): уровень 0;
  • смысл системы в выражающих его моментах: уровень 1;
  • смысл системы, выраженный в символических образах: уровень 2;
  • смысл системы, выраженный в элементах общесистемного решения: уровень 3.

Символический образ сущности системы представлен на первом уровне иерархии в трех аспектах – конститутивном, композиционном и конструктивном. Конститутивные выражающие моменты оформляют образ сущности системы как единое целое в его законченном обобщенном виде. Композиционные моменты задают  этот образ как смысловую реконструкцию целого, состоящую из отдельных частей. Конструктивные моменты характеризуют элементарные понятийные составляющие символического образа сущности системы.

Символическими образами сущности системы служат схемная, морфная и образная формы ее выражения. Схемный момент передает чисто структурный аспект, составленность целого из его частей. Морфный момент отображает качественное заполнение схемной формы. Образный момент подчеркивает идеальную качественную определенность системы.

Категориями выражения символических форм сущности системы являются категории «Внешнее», «Внешневнутреннее», «Внутреннее». Категория «Внешнее» проявляет такие смыслы системы, которым в символической форме отвечают реальные факты наблюдаемой действительности («Показатели»).

Категория «Внешневнутреннее» выделяет элементы символических образов сущности системы, внешняя форма которых непосредственно передает внутреннее содержание («Структуры»). Категория «Внутреннее» определяет элементы символических форм, прямо свидетельствующих о сущности системы («Состояния»).

Элементы третьего уровня (концевые вершины) иерархической схемы выражения смысла системы отвечают первому началу в триаде «Символ – Понимание – Слово».

Они конкретизируют символ в каждой частной схеме его понимания и порождения «Слова».

Первое начало диалектической триады «Символ – Понимание – Слово» воплотилось в схеме выражения системного смысла общесистемного решения, рис. 4. Это начало получило свое полное воплощение в схеме перехода от символа к слову в пространстве системной экспертизы, (см. рис. 3).

Для объяснения второго начала триады («Понимание») необходимо связать отношениями соответствующие пары концевых вершин этих двух схем, рис. 5.

Рис. 5. Общий вид схемы порождения слов

 

На схеме порождения слов указаны:

  • элементы общесистемного решения, развернутые в определенных моментах решения, способные перенести на уровень понятия наиболее существенный смысл этих моментов: Слой 1;
  • понятия, раскрывающие содержание начала «Понимание»: Слой 2;
  • начало «Слово»: Слой 3.

Данная схема обоснована в каждой частной схеме порождения слова. Проблема обоснования частных схем разрешается в Слое 2 путем выбора самых существенных и общих моментов в элементах решения. Суть этой проблемы в Слое 1 связана с выбором элементов решения, в наибольшей степени отвечающих принципу самоотнесения, самосравнения, самоотождествления чистого отвлеченного смысла.

Слово как понятый смысл системы обладает энергией, способностью к действию, обращенному вовне, к коммуникации. Слово охватывает своей энергийностью все потенции общего смысла системы как целого, и само является единичностью и участвует в коммуникации, выступая определением, обозначающим сущность системы как таковой в ее истинном содержании.

Введенный пространством системной экспертизы набор слов является полным, способным с разных сторон, так или иначе, передать понятый существенный смысл системы. Каждое слово в этом наборе единично, индивидуально, уникально.

в Содержание

 

 1.7. Частные схемы порождения слов

Организующим началом построения частных схем порождения слов служит идеально-геометрический образ общесистемного решения, в качестве объектов которого выступают слова, рис. 1. Каждое слово определяется тройкой категорий разных координат:

- категории координаты «Представление» определяют три направления, по которым раскрытый в общесистемном решении смысл выходит вовне (смысл, понятый в целом; смысл, понятый во всех частях целого; смысл, понятый в каждом его конкретном аспекте);

- категории координаты «Общение» раскрывают в общесистемном решении диспозицию смысла и факта через их отождествление в трех ключевых моментах (смысл, проявленный через факт; смысл сам по себе, как таковой; смысл, воспринятый фактом);

- категории координаты «Объяснение» задают три способа представления смысла в оформленном виде, в которых осуществляется его выход вовне (смысл в значениях и атрибутах показателей состояния системы; смысл в характерных структурах отношений; смысл в моделях состояний и механизмов поведения системы).

Сечения пространства системной экспертизы по категории «Представление» являются базовыми. Каждому базовому сечению отвечает одна завершенная тема: «Качество решения», «Объем решения», «Суть решения», рис. 6.

Рис. 6. Стратифицированное пространство системной экспертизы

 

Каждая тема разбивается на три рубрики, состоящие из трех слов. Все рубрики устроены одинаково. Каждая из них занимает определенную область в пространстве системной экспертизы, заданную парой категорий, одна из которых принадлежит координате «Представление», другая – координате «Общение».

Любая рубрика является полностью завершенной частью темы, отражающей определенный уровень понимания смысла системы, на котором этот смысл развернут по категориям координаты «Объяснение» в направлении от внешних описаний до выражения внутреннего системы в ее состояниях и механизмах поведения, рис. 7.

Рис. 7. Рубрика «Полнота проявления» темы «Качество решения»

 

Каждое слово в составе рубрики является полностью завершенной частью соответствующей темы и уникальным объектом пространства системной экспертизы. Каждому слову в рубрике отвечает особая частная схема его порождения элементами общесистемного решения как символа, рис. 8.

Рис. 8. Пример: схемы порождения слов «Представительность», «Коррелятивность», «Осуществленность» для рубрики «Полнота проявления»

 

В схеме порождения слова «Представительность» понятию «Разнообразие» отвечает свойство, в котором система проявляет свою реальную сложность через подвижность, текучесть, многоразличие. Понятию «Изменчивость» в этой схеме соотносится свойство, в котором через сопоставление и сравнение определяется степень разнообразия системы, наблюдаемого в эмпирическом факте. Понятию «Равномерность» ставится в соответствие свойство, выражающее в общих оценках интегральное влияние различных ограничений на непрерывность изменчивости системы. Каждое понятие в схеме порождения слова характеризует строго определенное свойство системы.

в Содержание

 

1.8. Системная экспертиза тем

Системная экспертиза каждой темы проходит три стадии диалектического процесса «Факт – Смысл – Синтез смысла и факта». Началам триады отвечают три части чистого системного знания: системный факт, базовое знание, выводимое знание.

В системном факте чистое знание, как таковое, доступно для обозрения в целом, во всех частях и элементах. Системный факт представительствует смысл, закрепленный в основоположениях и свойствах, образующих в совокупности базовое знание.

Базовое знание утверждает смыслы целого, частей целого, целого в его частях и элементах. Оно устойчиво и носит общий характер. В нем содержится все устроение пространства качествований системы.

Выводимое знание нацелено на применение базового знания для его полного выражения относительно конкретного приложения. Полнота и завершенность выводимого знания служит гарантией достоверного отождествления системного и предметного смыслов. Выводимое знание сохраняет общность системного знания, но имеет форму, максимально приближенную к конкретному индивидуальному факту. На основе выводимого знания получают свое объяснение не только общие, но и характерные частные особенности эмпирического факта.

Системная экспертиза в наиболее полном и завершенном виде выражает знание, имеющееся в общесистемном решении. Степень коммуникации определяется балансом категорий смысла и факта. Баланс наступает тогда, когда факт полностью переходит в понятый смысл, таблица 1.

 

Таблица 1. Базовые сечения пространства системной экспертизы и их части.

Темы

Рубрики

Слова

«Качество решения»

«Полнота
проявления»

«Представительность»
«Коррелятивность»
«Осуществленность»

«Раскрываемость смыслов»

«Системная обусловленность»
«Выраженность смысла»
«Координированная раздельность»

«Завершенность выражения»

«Многовидность изменчивости»
«Завершенность устроения»
«Опознание состояний»

«Объем решения»

«Детальность
описания»

«Представительность типичного и особенного»
«Выражение внутрисистемных корреляций»
«Акцентирование существенного»

«Образность
существенного»

«Обособление существенного»
«Контрастность выражения»
«Фокусы существенного»

«Действительность существенного»

«Предметные роли»
«Области изменчивости»
«Опознание эталонов»

«Суть
решения»

«Единство целого»

«Системная различимость»
«Оформленность»
«Формулы механизмов»

«Свойства целого»

«Предпочтения»
«Однородность»
«Формулы взаимодействия»

«Формы
изменчивости»

«Нагруженность»
«Системная определенность»
«Предметная определенность»

 

Экспертиза темы «Качество решения» направлена на понимание системы как целого, осуществляемое ею самой для себя. Значение всех слов этой темы система порождает для себя, и только она понимает эти значения абсолютным образом.

Экспертиза раскрывает три аспекта качества общесистемного решения:

- статистические основания системного знания;

- достаточность системного знания и надежность оснований для понимания сущности системы как единого целостного организма;

- многообразие частных моментов состояний и механизмов поведения системы в различных условиях.

Экспертиза темы «Объем решения» исследует вопрос о цели и назначении общесистемного решения, анализирует возможности решения системной проблемы на его основе. Экспертиза детально прорабатывает все части общесистемного решения, все его отдельные моменты, раскрывающие смысл системы.

В результате полный объем решения содержит все разнообразие потенциальных коммуникаций, каждая из которых может осуществиться в реальности. Коммуникации в этом объеме основаны на понимании системы себя внутри себя самой. Потенция системы к коммуникации с окружением не зависит от этого окружения и не предполагает необходимости в нем.

Слова темы «Объем решения» открыты для понимания их значений другой стороной (умопостигающим субъектом). Полное понимание субъектом системных смыслов обеспечивает сама система. Она создает идеалы для каждой категории координаты «Объяснение» и оценивает отстояние своих элементов от этих идеалов. Она осуществляет синтез смысла и факта и выносит внутреннее своей сущности вовне в мир наблюдаемого факта, обеспечивая понимание эмпирического факта, принявшего на себя системный смысл. Система отвечает субъекту готовностью открыть свои смыслы настолько, насколько он сам готов и способен их воспринять умом.

Основным предметом экспертизы темы «Суть решения» является собственно системное знание, которое должно быть понято и подготовлено для его отождествления со смыслом факта с акцентом на факт.

В ходе экспертизы решаются две задачи. Решение первой задачи приводит экспертизу системного знания к полному завершению. Знание о целом в условиях его части переносится вовнутрь этой части. Общее знание становится конкретным, расчлененным, детальным знанием.

Решение второй задачи обеспечивает натурализацию знания, превращение его в знание, прагматичное с точки зрения понимаемого применения.

Общесистемное решение рациональным образом развертывается для представления уже раскрытой идеи системы как принципа логического оформления фактов и событий действительности. Возникает реально осмысленное знание, применимое к объектам и событиям реального мира. Система как принцип логического оформления действительности оформляет этот принцип в механизм, организующий действительность и присутствующий в ней.

Создается научная платформа объективного и полного прикладного решения системной проблемы. Коммуникация нацеливается на взаимодействие с субъектом.

в Содержание

 

1.9. Итоги системной экспертизы на уровне коммуникации

Системная экспертиза обеспечивает понимание смысла системы и смысла проявления системы в факте через связь с конкретными объектами реального мира. Сущность системы есть смысл как таковой. Факт тоже имеет какой-то выраженный смысл. Сущность системы как смысл, и факт как смысл тождественны. Они различны по факту.

Системная экспертиза не может завершить синтез в аспекте факта. Она завершает смысловой аспект синтеза. В системной экспертизе идея синтеза методологически проработана во всех деталях.

Системная экспертиза на уровне коммуникации оперирует словами (27 слов) и понятиями (81 понятие) языка.

Слова и понятия играют разную роль в передаче системных смыслов. Слова наделены способностью интегрального выражения всех качеств системного целого.

Каждое слово занимает определенное место в геометризованном пространстве системной экспертизы. Координаты слова («Представление», «Объяснение», «Общение») в этом пространстве определяют его смысловое наполнение. Местоположение слова характеризует тройка категорий координатного пространства. Сечения пространства по категориям координат «Представление» и «Общение» вводит соответственно темы и рубрики экспертизы. Диалектические связи категорий всех трех координат пространства задают структуру отношений на множестве слов языка. Эти структуры порождают тексты из сопряженных слов, обладающих высоким потенциалом смыслового действия.

Каждое слово языка систем определяет триада понятий. На множестве всех понятий уровня коммуникации осуществляется самопонимание системой всех своих интегральных качеств. Через понятия слова встроены в пространство системной экспертизы. Диалектические связи категорий этого пространства формируют структуры отношений между понятиями. Понятия образуют пространство понимания системных смыслов и являются его первичными элементами.

Базовые сечения пространства системной экспертизы (рубрики, темы) формируют семантические фигуры в пространстве понимания. В сечениях рубрик эти фигуры представляют отношения между понятиями в виде двойной диалектической триадичности. Нормативный вид семантической фигуры определяют смысловые порядки и ряды понятий, выражающие знание о системе в целом, воспринимаемой с какой-то одной определенной позиции (факт, смысл, синтез смысла и факта).

Семантические фигуры порождают на основе понятий новые языковые доминанты. В сечении каждой темы семантические фигуры создают формы объективизации системы как целого, порождающие два вида коммуникаций (формообразную, формализованную), связанных между собой главными смысловыми моментами. Рационально организованный в языковом отношении мир системы обладает готовностью к деятельной коммуникации.

в Содержание

 

2. Язык систем. Референция

2.1. Введение

На уровне коммуникации главным объектом экспертизы является система. Понимание смыслового содержания слов языка систем и осознание на этой основе символизированного системного знания обеспечено на этом уровне триадами понятий. Триады оформляют понятийное пространство системы, утверждают в нем диалектические отношения, отражающие смысловое устроение системы.

На уровне референции главным объектом экспертизы является слово. Каждое слово передает одно характерное свойство системы. Все смысловые моменты слова раскрываются через качества понятий. Полное множество качеств понятий определяет пространство понимания системы. Единство системы обеспечивается в пространстве понимания диалектическими отношениями тождества и подобия, действующими на множестве качеств понятий.

Лексический состав языка систем обогащается на уровне референции качествами понятий и их содержательными оценками, порождающими конструктивные определения понятий через отношения с общесистемными решениями. На уровне референции язык систем становится целостной теоретической системой научного знания, получает статус кодирующей системы, задающей все множество смысловых связей между словами (27 слов), понятиями (81 понятие), качествами понятий (243 качества), количественными мерами (≥ 243 меры), отвечающими своим содержанием этим качествам и имеющими своим основанием общесистемное решение.

Семантические фигуры в пространстве понимания представляют слова, рубрики и темы. Эти фигуры развивают качественно-смысловые планы семантических фигур, определенных на уровне коммуникации. Качественно-смысловое понимание семантических фигур получает рациональное выражение, на базе которого строится конструктивный метод глубокого осмысления всех ключевых моментов системы.

в Содержание

 

2.2. Понятия мира систем

Применение слов и понятий для понимания, объяснения и общения содержит два принципиальных момента. Первый момент связан с конструктивным определением слов через триады понятий. Второй – с конструктивным определением понятий через элементы общесистемного решения. Оба момента взаимосвязаны через понятия. Определяющим в этой связи является построение рациональных форм описания и вычисления понятий, рис. 9.

Корневой элемент структуры отождествляется с понятием (свойством). Терминальные элементы соотносятся с количественными оценками свойства. Элементы промежуточного уровня отвечают началам триады качеств, передающей смысл свойства.

Рис. 9. Квантификация понятия

 

Каждое начало представляется триадой качеств «Главное – Определяющее – Воспринимаемое».

Первый момент «Главное» выражает основу понятия в предельно общей форме.

Второй момент «Определяющее» раскрывает внутреннее содержание конкретного свойства системы, передаваемого данным понятием. Третий момент «Воспринимаемое» завершает оформление понятия в его полном контексте.

Каждое качество понятия выражается через оценку, наилучшим образом передающую смысл данного качества. Оценка должна быть выводимой из элементов общесистемного решения. Выбором оценок управляют триады качеств. Они задают смысловые корреляции оценок в пределах схемы определения каждого понятия.

Каждому понятию отвечает его эталонное определение, являющееся основой интерпретации наилучших значений оценок понятия. В опоре на эти интерпретации для каждой оценки введены отношения полного квазипорядка, распространяющиеся на все множество ее значений.

Суть референции заключается в творческой трансформации моментов триады качества как символического выражения понятия в содержание оценок этих моментов, являющихся их знаками. Переход к знакам предопределяет выбор формальных оценок, задающих способ их количественного определения на уровне детерминации на базе элементов общесистемного решения.

в Содержание

 

2.3. Экспертиза темы «Качество решения» на уровне референции

Тема «Качество решения» содержит девять слов, оформляющих понятые системные смыслы в предельно общем виде. Тема охватывает три рубрики: «Полнота проявления», «Раскрываемость смыслов», «Завершенность выражения», рис. 10.

Рис. 10. Рубрики и слова темы «Качество решения»

 

Структура темы в каждой рубрике повторяет структуру пространства системной экспертизы, введенную на уровне коммуникации. На уровне референции слова темы «Качество решения» выражаются в понятиях, качествах понятий, оценках качеств понятий.

Для каждого слова на единой основе устанавливается кодирующая система языка, определяющая все отношения между понятиями, качествами понятий и их оценками. Между словами в пределах одной рубрики вводится смысловая взаимосвязь.

Целостность темы обеспечивает сопряжение смыслов слов смежными качествами понятий соприкасающихся рубрик. Для каждой категории («Показатель», «Структура», «Состояния») пространства системной экспертизы формируется единое смысловое начало, общее для всех слов, представляющих соответствующие категории по рубрикам тем «Качество решения», «Объем решения», «Суть решения».

в Содержание

 

2.4. Экспертиза темы «Объем решения» на уровне референции

Тема «Объем решения» охватывает три рубрики: «Детальность описания», «Образность существенного», «Действительность существенного», рис. 11.

Рис. 11. Рубрики и слова темы «Объем решения»

 

 

Тема «Объем решения» является срединной в триаде тем «Качество решения» – «Объем решения» – «Суть решения».

 

Язык темы «Объем решения» играет в языке систем связующую роль, соединяет средства выражения понимания сущности системы как таковой со средствами выражения понимания ее конкретных смыслов в наблюдаемом мире.

На уровне референции все понятия темы «Объем решения» выражаются в качествах и оценках аналогично выражению понятий темы «Качество решения». Взаимосвязь понятий в рамках темы «Качество решения» осуществляется по трем срезам, отвечающим каждый определенной рубрике темы. Кодирующая система языка темы «Объем решения» имеет свое характерное множество отношений на уровне референции.

Расширение репертуара языка систем на этом уровне также осуществляется в трех срезах – акцентуационном, квалификативном, референтивном.

Акцентуационный срез продолжает создание языка как кодирующей системы, выстраивающей понимание самой себя внутри себя же самой во всех главных моментах целого.

Квалификативный срез вводит в язык ожидания субъекта-интерпретанта, связанные с пониманием смыслов, раскрытых в кодирующей системе языка, воспринимаемых с частных позиций как целевые сечения целого.

Референтивный срез наполняет язык представлениями об осмысленных фактах реальности.

в Содержание

 

2.4.1. Акцентуационный срез темы «Объем решения»

Акцентуационный срез включает слова «Представительность типичного и особенного», «Выражение внутрисистемных корреляций», «Контрастность выражения», рис. 12. 

Рис. 12. Акцентуационный срез темы «Объем решения»

 

Эти три слова и сопряженные с ними понятия языка дают понимание системой самой себя как единого целого в категориях «Показатели», «Структуры отношений», «Системные модели».

Акцентуационный срез углубляет понимание системы по категориям «Показатели» и «Структуры отношений» и вводит новую категорию «Системные модели». Основой акцентуации является идея эталонирования объектов знания в каждой из трех категорий.

Для категорий «Показатели» и «Структуры отношений» эталоны служат воплощением однородности, согласованности, гармонии в известных внешних формах внутренних системных свойств. Для категории «Системные модели» эталон выражает идею симметризованности, самосогласованности, самодостаточности системы. Внешнее представление этой идеи в виде эталона системной модели синтезировано в слове «Контрастность выражения».

в Содержание

 

2.4.2. Квалификативный срез темы «Объем решения»

 Квалификативный срез содержит слова «Акцентирование существенного», «Обособление существенного», «Фокусы существенного», рис. 13. 

Рис. 13. Квалификативный срез темы «Объем решения»

 

Квалификативный срез предшествует теме «Суть решения», язык которой доводит целевые частные сечения до понимания всех деталей частей этих сечений. Такое понимание готовит базу для завершения синтеза смысла и факта в референтивном срезе и погружения понятых абстракций системного знания в предметную область ее жизнедеятельности.

Квалификативный срез обращен к категориям «Внешнее» и «Внутреннее». Через категорию «Внешнее» задаются целевые сечения системного целого. Категория «Внутреннее» служит для формирования полных ответов системы, дающих завершенное представление о смысловой природе целевой задачи как части системного целого.

в Содержание

 

2.4.3. Референтивный срез темы «Объем решения»

Референтивный срез рассматривает в рубрике «Детальность существенного» три категории знания: «Показатели», «Структуры отношений», «Состояния и механизмы поведения».

На уровне коммуникации референтивный срез темы «Объем решения» доступен в части слов, понятий и качеств этих понятий.

На уровне референции этот срез в части оценок для качеств получает завершенный вид после достижения полного понимания смыслов каждой системной единичности в целом, частях и конкретных элементах целого, рис. 14.

Рис. 14. Референтивный срез темы «Объем решения»

 

Целью референтивного среза является порождение новой категории («Кластер данных»), в рамках которой получает свое логическое завершение переход от раскрытого и понятого системного смысла к конкретному носителю этого смысла в сфере эмпирического факта.

в Содержание

 

2.5. Экспертиза темы «Суть решения» на уровне референции

Тема «Суть решения» раскрывает систему как целое, присутствующее в каждой своей части, и изучает ее в каждой отдельно взятой части во всех смысловых моментах. Эта тема дает ответы на три ключевых вопроса. 

Первый вопрос связан с использованием идеалов категорий. Система, применяя к себе идеал, общий для всех единичностей, оценивает себя, измеряет себя и формирует знание о себе самой в сопоставлении с этим идеалом.

Второй вопрос относится к единичным индивидуальностям системы. Все качественные определенности системы даны в их внешних образах вместе со всеми обстоятельствами их проявления вовне. Система полагает для каждой качественной определенности свой собственный идеал, являющийся абсолютным, структурным ее инвариантом.

Третий вопрос обращен к общей идее механизмов системогенеза, в качестве которых выступают механизмы факторов, двухфакторного взаимодействия в локальностях системы, базовые взаимодействия. В совокупности эти механизмы формируют стереотипы поведения системы, эталонные и не эталонные формы ее состояний. Необходимо ввести чистые от предметного содержания определения таких механизмов как конкретных форм воплощения общих идей системогенеза в каждой локальности.

Тема «Суть решения» завершает триаду синтезов смысла и факта. Начало триады лежит в теме «Качество решения» и связано с синтезом смысла и факта в мире смысла.

Середина триады является частью темы «Объем решения», в которой осуществляется синтез смысла и факта в мире факта с акцентом на смысловое носительство факта.

Конец триады в теме «Суть решения» несет идею синтеза смысла как системного знания и факта как предметного смысла.

Контекст референции темы «Суть решения» содержит три ключевых момента, рис. 15.

Началом всего являются идеалы внешних, внешневнутренних и внутренних категорий.

Рис. 15. Рубрики и слова темы «Суть решения», ее связь с темой «Объем решения», пространствами предметной экспертизы, аналитического оформления, системного дизайна

 

Идеал «Однородность величин» введен в математической теории вероятностей, отвечает форме нормального закона распределения, утверждающего простоту природы изменчивости наблюдаемой величины, обусловленную нивелированием эффектов воздействия на эту величину множества равномерно малых независимых случайных факторов.

Понятие баланса структур отношений применяется в теории графов, используется в ней в связи с формальной задачей достижения согласованной разметки ребер знаковых графов. Идеал «Баланс структур отношений» введен в физике систем как конкретный образ гармонии систем, представленных вовне структурами бинарных отношений.

Идеал «Образец локальности» не имеет научной предыстории, введен в физике систем, представляет высшую форму выражения внутреннего каждой отдельно взятой системы как уникального гармоничного целого.

Миссия референции темы «Суть решения» состоит в достижении детального понимания внутреннего мира системы в каждой ее единичной индивидуальности. Эта миссия воплощается в трех целях, идеи которых раскрывают категории «Триединство сущности», «Различие», «Взаимодействия».

Категория «Триединство сущности» носит всеобщий характер и имеет чистое наглядное представление в виде треугольника. Для каждой отдельно взятой индивидуальности системы образ этого треугольника конкретно содержателен.

Категория «Различие» тоже всеобщая. В системной экспертизе она осуществляется через образ числа, порожденного способностью системы к самоотнесению с идеалом «Образец локальности».

Общая категория «Взаимодействия» выражает фундаментальные принципы системообразования и развития, воплотившиеся в двухфакторной организации, двухфакторном взаимодействии, доминантном поведении, базовых взаимодействиях.

Для каждой системы в любой ее качественной определенности эти системные принципы осуществляются через конструктивные, но общие представления о механизмах, получающих в теме «Суть решения» конкретно-содержательное определение.

Достижение первой цели референции темы «Суть решения» делает возможной верификацию эталонных состояний системы и построение кластеров данных в последней рубрике темы «Объем решения». В понятии кластера находит свое выражение роль идеала «Однородность величин» через подтверждение фактом простоты раскрытых системообразующих механизмов локальности. Кластеры данных становятся объектами, на которых потенциал самооформления системы осуществляется в системном дизайне.

Определения механизмов, являющихся выходами темы «Суть решения», становятся объектами рассудочной деятельности, нацеленной на формирование рабочего пространства предметной экспертизы на уровне понятий, определений понятий и суждений, которые в своей совокупности образуют предметно-содержательную интерпретацию раскрытых системных смыслов.

Контент темы «Суть решения» развертывается в словах и понятиях трех рубрик «Единство целого», «Свойства целого», «Формы изменчивости». Понятия в каждой рубрике даются в определяющих их качествах и оценках этих качеств.

В теме «Суть решения» завершается понимание системой себя как объекта. Слова, понятия, качества, оценки построенного языка выступают предикатами системы как объекта. Система воспринимает себя в символических выразительных формах, воплощающих как внешнее (объектное), так и внутреннее (субъектное) системы.

В референции темы «Суть решения» главной проблемой становится передача внутреннего мира системы на языке систем. В основании соответствующего расширения языка систем лежат фундаментальные принципы системологии, утверждающие три идеи системогенеза: «Двухфакторность», «Системообразующие взаимодействия», «Доминантность».

Идея двухфакторности говорит об изначальности факторов для системогенеза, их индивидуальности, обособленности и завершенности, их простоте, цельности и встроенности в процессы системообразования.

Идея системообразующих взаимодействий является регулятивным началом для понимания всех форм каждой единичной индивидуальности системы, полноты множественных условий становления и пространственно-временных порядков этих форм.

Идея доминантности привносит в понимание внутреннего системы предельные формы ее существования, в качестве которых выступают идеалы ее стационаров, охватывающие в абсолютном плане все проявления ее сущности.

Контент темы «Суть решения» достигает трех целей: «Образ приведенного треугольника», «Квалиметрия локальности», «Определение механизмов». В соответствии с этими целями развернуты три самостоятельных плана контента.

Первый план задают слова из вертикали категории «Показатели». Цель достигается введением отношений предпочтения в результате оценивания состава факторов с позиций существенного и несущественного.

Второй план построен по вертикали категории «Структуры отношений». Цель достигается путем эталонирования уровня качества системных моделей.

Третий план выходит на вертикаль категории «Состояния и механизмы поведения». Цель достигается при формальном определении средствами языка систем всех видов механизмов системогенеза через необходимые и достаточные наборы их свойств и оценок.

Реализация планов контента темы «Суть решения» является необходимым условием завершения синтеза смысла и факта в сфере факта в последней рубрике темы «Объем решения», рис. 11. Этот синтез – главная цель рубрики «Действительность существенного».

достигается соответствие предметных и системных ролей показателей, смысловые области пространства качествований системы находят свое количественное оформление, конкретные виды системообразующих механизмов надежно идентифицируют причастность состояний реального объекта наблюдений к определенным стационарам системы.

в Содержание

 

3. Язык систем. Экспертиза на уровне детерминации

3.1. Введение

Проблемой уровня детерминации является денотация слов языка. Решение этой проблемы порождает правила количественного оформления качеств понятий, понятий, слов. Квалиметрия и оценивание слов языка утверждает систему мер в смысловом пространстве системы. Язык обретает способность различать и объяснять свойства конкретных систем. На уровне детерминации язык систем выражает не только теоретическое научное знание о системе, но также знание о его ценности и полезности.

в Содержание

 

3.2. Методологическая платформа детерминации

Детерминация является завершающим этапом системной экспертизы. Она решает три основные задачи:

  • выбор формальных оценок качеств понятий языка систем на основе элементов общесистемного решения;
  • определение количественных форм понятий и слов языка;
  • обоснование ценности категорий системного знания.

На уровне детерминации пространство системной экспертизы двумерно. Полное системное знание развернуто в нем в координатах «Представление», «Общение». По координате «Представление» проводится экспертиза диспозиции «Часть – Целое», по координате «Общение»  – экспертиза диспозиции «Смысл – Факт», рис. 16.

Все системное знание развернуто по горизонтали «Смысл». Смысловым началом системы является понятие идеала ее целостного единства. В качестве такого идеала выступает прообраз эталона внешних форм уникальных единичностей системы.

Рис. 16. Пространство системной экспертизы на уровне референции

 

Система как целостное единство представлена множеством локальностей и семействами моделей взаимодействия, раскрывающими сложность системы. Каждая локальность является однокачественным целым, обладающим структурой, которая служит конкретным воплощением идеала системы.

На горизонтали категории «Смысл» триада понятий «Идеал» – «Сложность целого» – «Качество локальности» выражает системное знание. Элементы общесистемного решения связаны с этими понятиями, непосредственно передают системные смыслы и порождают количественные формы оценок качеств понятий на шкалах, допускающих арифметическую операцию сложения и аддитивные свертки.

Знание о системе, развернутое по вертикали категории «Целое», представляет диспозицию «Смысл – факт». Все элементы общесистемного решения на этой вертикали порождают количественные формы оценок качеств соответствующих понятий системной экспертизы на шкалах, для которых разрешены операции умножения, деления и мультипликативные свертки. Такой вид шкалы обусловлен отражением в триаде рассматриваемой вертикали процесса переноса системного смысла на наблюдаемый факт.

Системное знание, выраженное в понятиях категории «Часть – целое», раскрывает диспозицию «Смысл – факт» при довлеющем факте. Смысл здесь является основополагающим моментом. Он выражает идею существования образцов (эталонов), в сопоставлении с которыми проверяется гармония различных форм проявления сущности системы в эмпирическом факте.

Количественные формы оценок качеств понятий, задающих слова в вертикали «Часть – целое» имеют вид нормировок, взятых относительно статистик с центральной тенденцией, однородности корреляций, близости к идеалу эталонных состояний.

Центральный элемент «Идеал и целевые сечения системы» проявляет общую идею целостного системного единства и формирует в его пределах новые единства системных образцов – смысловых центров для целевых проблем.

Количественные формы оценок, характеризующие способность системы наиболее полно охватывать и осмысливать каждую частную целевую проблему, имеют вид мер близости, задающих систему в ее конкретных целевых сечениях.

Системное знание на вертикали категории «Часть – часть» представляет каждую единичность системы, рассматривает ее как целое в условиях части, дает полное объяснение всех ее смысловых моментов. Понятия вертикали задают триаду «Реконструкция системного типа – Качество локальности – Формализм поведения и состояний».

Преобладающими формами количественных оценок понятий вертикали «Часть – часть» являются формы, характеризующие существенность и важность каждого элемента уникального системного целого.

Формами передачи внутреннего содержания каждой единичности системы служат предикаты, определяющие все характерные внутрисистемные механизмы ее поведения и состояний.

Диагональ «Факт в общих атрибутах величин – Идеал и целевые сечения системы – Формализм поведения и состояний» снимает диспозицию смысла и факта, утверждает их единство в целостном системном организме.

Понятия на этой диагонали служат для интерпретации такого единства как слитности и взаимообусловленности факта в его общем внешнем оформлении, способном выразить внутренний мир системы.

Диагональ «Идеал и целевые сечения системы – Реконструкция системного типа – Все целое» представляет триаду, охватывающую всю систему в целом как идею, каждую качественную определенность системы как конкретно выраженный системный смысл, всю систему в ее смысловом содержании, отягощенном фактом и непознанной сложностью.

Горизонталь категории «Смысл» несет знание о системе самой по себе, необходимое для понимания ее как таковой.

Вторая диагональ служит основой для введения семи мер ценности полученного системного знания.

Первая мера характеризует качество полученного эталона внешних форм всех воплощений типов системного единства.

Вторая и третья меры обеспечивают квалиметрию каждой локальности как данности с определенной структурой и как «живого» организма.

Четыре другие меры формируют понимание системы в ключевых категориях знания («Показатели», «Структуры отношений», «Системные модели», «Кластеры данных»).

Все семь мер задаются на абсолютных шкалах полезности.

Знание в горизонтали категории «Факт» указывает на диспозицию, в которой сопоставлены два разных общих представления сложной системы с точки зрения изначального обособления и определения системы как целого.

В первом представлении система обособлена и определена через понятия «Факт в общих атрибутах величин» и «Нормированный и эталонированный факт» на уровне первичных абстрактных форм, передающих вовне скрытую сложность системы.

Во втором представлении система обособлена и определена через понятие «Реконструкция системного типа» во всем множестве форм ее уникальных индивидуальностей, раскрывающих многокачественную сущность системы.

Диспозиция этих понятий подводит к пониманию меры соответствия сложности, проявленной в наблюдаемой изменчивости величин, и сложности, выраженной семейством локальностей системы.

Знание в горизонтали категории «Синтез смысла и факта» задает диспозицию, в которой сопоставлены два разных понимания сущности сложной системы с точки зрения формального определения и рационального объяснения всех форм ее состояний.

В первом случае через понятия «Формализм поведения и состояний» и «Носители системных смыслов» утверждается, что каждое состояние системы есть единство раскрытого системного смысла и реальных объектов – носителей этого смысла в действительности.

Во втором случае понятие «Все целое» утверждает наличие ограничений сущностного и эмпирического планов на полное слияние смысла и факта при актуализации каждого состояния системы.

Диспозиция этих понятий приводит к новому представлению системы в категории «Кластеры данных», определяющим моментом которого является понимание меры фактической сложности системы через способность факта принять на себя чистую идею эталонного состояния системы.

Системное знание, отнесенное к горизонтали категории «Смысл», является по своей сути онтологическим. Оно выражено через теоретические конструкции, раскрывающие сущность наблюдаемого явления.

Системные онтологические модели выявляют достоверные аспекты научного понимания структур отношений и механизмов взаимодействия, доминирующих при формировании состояний системы. Все знание о системе, освоенное с методологических позиций, представлено на горизонтали этой категории.

Системное знание, развернутое на второй диагонали, является аксиологическим. В нем содержатся ответы на вопросы о ценности онтологических моделей системного знания и завершенности процесса познания сложного. Понятие ценности системного знания имеет общеметодологический смысл и обращено ко всем системам.

Ценность системного знания о конкретной системе определятся в результате сопоставления с нормативными образцами общесистемной ценности. Правила нормативного сопоставления предполагают критерии оценивания, определенные на абсолютных шкалах.

Все системное знание передают категории «Показатели», «Структуры отношений», «Системные модели», «Кластеры данных». Указанная последовательность этих категорий представляет процесс познания сущности систем, главным результатом которого являются системные онтологические модели.

Диагональ аксиологического знания вводит семь аспектов ценности системного знания, разделенных на две части. К первой части относятся ценности системных онтологических моделей как формы выражения вовне сущности системы.

Во вторую часть входят ценности, определяющие отношение сущности системы, раскрытой в элементах знания, и фактов объективной реальности.

Аксиологическое знание выходит за рамки системной экспертизы в виде мер достоверности и оценок значимости, необходимых в практической деятельности.

в Содержание

 

3.3. Квалиметрия и оценивание слов языка систем

На уровне коммуникации каждое слово языка систем выражено через три понятия, которые на уровне референции развернуты в триадах качеств. Качества определены в их содержании.

На уровне детерминации обоснованы способы количественного оформления каждого качества. Слова, понятия, качества понятий выражают свойства системы, через которые достигается ее научное понимание, рациональное объяснение и формальное определение. Свойства характеризуют систему в категориях «Общее» и «Единичное», рис. 17.

Рис. 17. Дихотомия системных свойств на уровне квалиметрии и оценивания

 

Свойства системы, определенные в трех рубриках темы «Качество решения» и первой рубрике темы «Объем решения», раскрывают систему как единое целое и относятся к категории «Общее».

Свойства системы, введенные в теме «Суть решения» и последней рубрике темы «Объем решения», представляют каждую отдельно взятую индивидуальную единичность системы и рассматриваются в срезе категории «Единичное».

Центральный элемент «Идеал» представляет эталон и целевые сечения системы, подпадающие сразу под две категории «Общее» и «Единичное».

Оценки свойств по категории «Общее» определены как простые свойства в декомпозициях слов и понятий, являющихся сложными свойствами, рис. 18.

Рис. 18. Дерево оценок свойств системы

 

В категории «Общее» оценки простых свойств задают отношения предпочтения на множестве их числовых значений. Шкала определения значений простых свойств установлена на уровне детерминации для каждого свойства, характеризующего понятие.

Схема оценивания в трехуровневой иерархии производится методами построения функций группового выбора.

В категории «Единичное» слова языка систем определяются через оценки тремя способами. Слова в этой категории характеризуют конкретную единичность системы как целое, устроенное из частей и элементов, как целое в его собственных интегральных качествах, как целое, определяемое его внутренним содержанием.

Единичность в качестве целого, состоящего из частей, раскрывается в словах и понятиях по схеме, принятой в категории «Общее». Интегральные оценки качеств единичности как таковой основаны на применении функции ценности. Внутреннее содержание единичности задается в предикатных формах, определяющих механизмы поведения, типы и формы состояний системы.

В каждом слове языка система присутствует в каком-то одном определенном смысловом аспекте, в котором она воспринимается как идеальное понятие. Содержание каждого такого понятия распространяется на все конкретные системы реального мира.

Степень интенсивности проявления каждого смыслового аспекта системы различна для разных реальных систем. Наряду с оцениванием слов и понятий системная экспертиза вводит для всякой конкретной системы меры ее близости к идеальному образу системы в заданном аспекте ее понимания. По значениям этих мер можно судить о завершенности процесса понимания присущей системе сложности во всех ее существенных моментах.

в Содержание

 

 

3.4. Денотация слов и понятий языка систем

 

На уровне детерминации введены правила означивания качеств понятий, понятий, слов. Значения слов, полученные для каждой конкретной системы, данной в измерениях ее состояний, характеризуют эту систему в базовых свойствах. При означивании слов разрешается диспозиция между теоретической системой (язык) и феноменом конкретной системы.

Конкретные системы различаются своей природой, масштабами, сложностью, применяемыми мерами и правилами их измерения, доступностью каналов наблюдения. Системная экспертиза обеспечивает определение свойств любых систем на базе общесистемных решений.

Слова лексического состава языка определены в их смыслах. Смысл каждого слова выражает одно определенное базовое системное свойство, общее для всех систем.

В рамках системной экспертизы совокупность всех слов языка обеспечивает полное понимание системы как фундаментальной категории. Свойства системы взаимосвязаны. Отношения на множестве базовых системных свойств вложены в пространство системной экспертизы. Конкретные смыслы этих отношений раскрыты через 81 понятие и 243 качества понятий.

Системология имеет своим предметом общие закономерности, по-разному проявляющиеся в конкретно-предметных областях. Каждое общесистемное решение служит символизированным образом системных закономерностей, раскрытых в результате реконструктивного анализа. Слова, понятия, качества понятий языка систем, порожденные системной экспертизой, дают понимание системных смыслов таких закономерностей.  

Форма выражения понимания универсальна, не зависит от конкретно-предметного содержания систем. Каждая конкретная система выражается в рамках этой общей формы средствами языка особым, характерным для нее образом.  

Язык систем обеспечивает понимание любой конкретной системы единым образом, поскольку в его словах и понятиях заложен смысл «системы-в-себе». Выход этого смысла вовне в каждой конкретной системе обеспечивает детерминация слов, понятий и качеств понятий.  

В результате детерминации смысл означивается. Для каждой отдельно взятой системы слова и понятия языка становятся качественно оцененными и конкретными. Количественные меры оценивания свойств системы характеризуют для каждой рассматриваемой системы степень отстояния выраженного понятого смысла от смысла «системы-в-себе».  

в Содержание

 

4. Заключение

В рамках языковой конвенции системологии феноменального решена общая задача научной экспертизы системного знания, сформировался научный метод коммуникативного моделирования открытых систем, определился лексический состав языка открытых систем, создана квалиметрия свойств открытых систем.

Понятие «Система» получило научное обоснование и конструктивное определение. Язык систем стал действенным, эмпирически адекватным инструментом коммуникации в сфере системных исследований. Благодаря языку открылись реальные перспективы преодоления сложности открытых систем, возникло научное системное знание, стало возможным понимание и рациональное объяснение масштабных системных процессов в природных, гуманитарных и техносферных системах.

в Содержание